Протоиерей Валентин Мордасов (+1998)

19 июля 1998 г. отошел ко Господу протоиерей Валентин Мордасов — мудрый пастырь, опытный наставник и учитель. Служил о. Валентин, последние годы на погосте Камно, под Псковом, в храме св.вмч. Георгия. Храм, погост, ветхий домик и сторожка —это Камно. Нескончаемой чредой тянулись к батюшке за духовным словом и советом многочисленные духовные чада из разных городов России, Белоруссии, Молдавии. Долгое время о.Валентин духовно окормлял несколько православных издательств. Им составлены книги: "Что посоветуете, батюшка?", "Как победить грех", "Пища для души", целый ряд молитвословов…

Особый труд у сельского священника: служба дважды в неделю, и в праздники, и кажется, что все прочее время — для личного счастья в этом тихом месте, где вокруг тишина, зелень, речка-Каменка журчит под горкой, синее, высокое небо над головой, воздух чист, земля плодородна. Но личное счастье о. Валентина было — дарить себя другим.

Быстро люди прознали, что есть такой добрый Батюшка, который молится усердно, исповедует участливо и подробно, никому не отказывает в просьбе и деле, нужном для спасения души. Потянулся народ из города. Батюшка говаривал:— Вы, образованные, городские, зачем сюда идете? Разве мало в городе священников?

После службы отдых Батюшки состоял в перемене труда: его ждали книги и возлюбленная молитва. Он, составил понятные и доступные книжечки, которые мы с удовольствием читали, не догадываясь, чьими трудами они создавались. У многих его прихожан ныне как безценная память хранятся книги подаренные Батюшкой.

Батюшка был прозорлив: об этом не говорили, но знали все. Знали, что Батюшка ничего просто так не скажет и не сделает. Особо ценились его подарочки: например, книжица, раскрыв которую, ты вдруг получал ответ на мучивший вопрос. Бывало и так: поднесет ему небольшое угощенье его любящее чадо, а он возьмет да и подарит его тебе. Ты — домой, а там нежданный гость, вот и гостинец кстати.

Говоря о Батюшке, нельзя не вспомнить его отношение к святыне, а особенно — любимый им источник освященный во имя св.вмч. Георгия. Сколько молитв прочитано у этих вод, знает лишь Тот, к Кому они возносились, но результат познали все. Многие вернули телесное здоровье с помощью этих святых вод, так же как духовное — от живой воды Христовой, которой поил их о. Валентин. Испившие ее и получившие исцеление от духовных или телесных недугов едут и идут за ней со всех концов земли русской.

Чад у батюшки было очень много. Никого особо он не выделял, но больше внимания уделял слабейшим, они и бывали у него чаще.

Из воспоминаний духовных чад

 

В те времена, когда мы сблизились с Батюшкой, он уже не занимался отчиткой бесноватых, но любил вспоминать случаи из практики отчитки. У него даже были записки со словами болящих. Он их показывал для вразумления таким маловерам, как я, но я все равно не верила: как это голосом человека может говорить кто-то, кроме него самого. Так было, пока я не увидела собственными глазами и не услышала своими ушами. Однажды на службу приехала женщина из Ст. Изборска, из прежних Батюшкиных чад. Прошла она к Батюшке на благословение и стала на молитву. Когда же Батюшка стал обходить с кадилом храм, оказалось, что эта маленькая, тихая на вид женщина не выносит ладана. Внезапно она грубым мужским голосом закричала:

— Слаб ты, Валентин! Уйди!

Перед исповедью этот же бас стал рычать:

— Исповедай ее, исповедай, как она дома всех материт, как она.., — в общем, все безобразия, не предназначенные для посторонних ушей. Тут я убедилась, что она сама не своя, что все это говорится помимо ее воли и желания, что в этот момент ее волей и телом руководит злой дух. Когда же после службы женщина тихо, стыдясь, попросила помазать ее святым маслом, оалентин спросил:

— Где? — желая знать, где именно находится нечистый.

— А там, где ни ей, ни тебе не достать! — заговорил снова бас.

Оказалось, что это место между лопатками. Когда хотели ее помазать, кинул ее злой дух на пол, не давая подступиться; когда все же помазали ее святым маслом, успокоилась, бедняжка, встала и пошла. Так я воочию убедилась, что злые духи, подобно захватчикам в чужом доме, могут вселиться и распоряжаться телом человека, защитить же его от этого может только Божья благодать. Поняла я тогда по-настоящему, как страшно жить на свете без веры.

 

Батюшка учил нас спрашивать у опытных священников: как спасаться, как избавиться от вредных страстей и привычек. Незаметно помогал всем, кто к нему обращался за этим, но мы, деревенские, шли к нему как к отцу родному — со всеми бедами.

 

Ходили мы к Батюшке часто и в будние дни — иногда требу заказать, а иногда чтобы увидеть его и побеседовать о духовном. Не долго он с нами просиживал: молитвы почитаем, акафист, книжку какую. Немного побудет, а потом говорит:

— Ну, ладно, устал я, пойду посплю, — и отправляется в баньку.

А там у него прибрано, иконки, книги, там он и читал, и молился. Я чаще всего его выходящим из баньки видела.

 

Случилась у меня беда с сыном. Однажды, будучи нетрезвым, сел он на трактор и, не разбирая дороги, повалил две бетонные опоры, порвал линию электропередач. Назначили выплатить штраф три миллиона рублей (тогда мы еще миллионами считали), или суд и тюрьма. Денег нет, хоть и в деревне живу с хозяйством, на пропитание только хватает, еще дочь-инвалид на руках. Что делать? Жалко сына. Я со слезами к Батюшке. Он посмотрел на меня и говорит:

— У меня денег нет. В кассе у Анны возьми, сколько даст, — остальные наберешь.

«Где, — думаю, — набрать такую сумму? Нет у меня богатых знакомых. Плохи дела». Пришла в деревню. Думаю, зайду к соседке, может что посоветует, а нет, так хоть поговорю с добрым человеком. Сидим, беседуем. Вдруг приходит женщина, приносит деньги, за ней — другая, третья, и пошли одна за другой. Соседка только успевает на бумаге записывать, кто сколько дал. За два дня набрали три миллиона и даже больше, так что пришлось еще отказываться. Спасли человека, а и то правда горе: тюрьма никого не исправит.

 

Мы с мужем моим жили венчаны, но ладу в доме не было. Пил он немилосердно, хулиганил, безобразничал. Терпение мое кончилось. Пришла к Батюшке, говорю:

— Благословите на развод. Не могу больше. Батюшка помолчал, потом говорит:

— Потерпи еще, скоро все уладится.

Потом, когда через две недели мужа я хоронила, Батюшка подошел ко мне и повторил грустно и сочувственно:

— Вот видишь, и уладилось.

 

В Камно в храм стала ходить я случайно. Зашла однажды на праздник, приглянулся Батюшка добрый, приветливый, хорошо говорит проповеди, наставляет правильно. Стала ходить почаще, а потом и совсем прилепилась к храму. Обращались мы к нему часто: послужить требы, больную маму исповедать и причастить. Никогда он не отказывал, но не любил встреч, проводов, лишних разговоров. Строго у него было. Бывало, уже темнеет, но провожатых он не допускает: «Ты меня до околицы доведи, а дальше я сам». Даже сердился, если кто-то пытался его проводить. Благодарна я ему за маму. Его молитвами она отошла ко Господу тихо, мирно, как свечечка погасла. Отпевали ее в день празднования очень чтимой Батюшкой Старорусской иконы Божией Матери. В тот день было очень благодатно в храме, был Крестный ход, и Батюшка был радостный, и у нас была на сердце тихая светлая печаль, как от предстоящей недолгой разлуки.

 

Хочу поведать об одном явлении в жизни нашей семьи. Есть у нас родственница, которая пропивала свою жизнь, проводя ее в бедах и несчастьях, как и многие ныне, подобные ей. Муж пил, глядя на него, запила и она. Стали пить вместе. Однажды каким-то невероятным образом зашла она в деревенский храм поставить свечку. Остановилась, прислушалась, что говорят. Отец Валентин говорил о чудесных свойствах святыни и, как бы между прочим, сказал, что если принимать крещенскую воду хотя бы по глотку или ложке натощак 40 дней, отстанешь от пьянства. Запали ей в ум эти слова. Через какое-то время она пришла и попросила воды. Я дала ей, и она стала ее пить. Считала дни. Иногда утром просыпалась с диким желанием выпить, но вспоминала, что не принимала еще водички, и начинала день с ложки воды. Желание выпить спиртного проходило. И так — день за днем. Сейчас не пьет. Однако

враг нашего спасения без боя не сдается. Прошло время, и ее сын, семнадцатилетний юноша, стал замечать за собой, что его тянет к вину с невероятной силой. Тогда он обратился к матери:

— Мама, помнишь, ты пила воду натощак, дай мне той воды.

Так тяга к зелью и у него пропала, как и не было ее.

 

Стал ходить в храм после похорон отца. Запомнились слова священника: «Человек от горя Бога ищет». В его напутствии усопшему, в его утешении родным умершего было много настоящего тепла. Я понял: этот батюшка — свой, ему можно довериться. На первую исповедь я шел в назначенный час в будний день, когда в храме не было службы. Шел-то я шёл, да ноги не слушались, где-то внутри был такой холод и страх, как перед смертной казнью. Кое-как доплелся до храма, а Батюшка увидел, пошел навстречу и зовет: — Иди, иди, миленький, не бойся, заходи.

Первые слова выдавливал с трудом, а как услышал Батюшкино: «Бог простит», — сразу полегчало и как бы плотину прорвало. Все вспомнилось, вылилось без подсказки и бумажки. Потом наступило чувство освобождения, я испытал небывалый подъем. Так было после каждой исповеди. И всплывали в памяти забытые грехи, то, в чем и не собирался каяться, если же по забывчивости или другим причинам что-то долго не исповедовал, Батюшка сам напоминал.

 

В те годы я грешил пристрастием к вину. Мои срывы Батюшка предчувствовал заранее. Тогда он тихонько спрашивал:

— У тебя водичка не кончилась? Чайку, чайку не забудь, у меня сегодня хороший чаек.

И перед уходом проверит: «Не забыл?» Так с его чайком, сахарком, святой водичкой, а главное — с его молитвой, потихоньку отошел от меня этот грех.

 

У инокини Н. очень болела голова и была сильная слабость. Её знакомая поехала в Камно на могилку к отцу Валентину и помолилась там о здравии болящей, а также привезла ей воды из источника великомученика Георгия. Она постоянно омывала лицо этой водой. Через некоторое время на лице появился большой нарыв, щека распухла, потом он прорвался, прошли головные боли и исчезла слабость

Иеромонах Н. страдал пристрастием к вину. Доведенный до отчаяния, не знал, что и делать. Ему посоветовали обратиться за помощью к протоиерею Валентину Мордасову, настоятелю храма вмч. Георгия погоста Камно около Пскова. С большой верой воспринял он этот совет и приехал в неизвестное для него место. Отец Валентин с любовью принял его, выслушал, и после совместной молитвы страсть сразу оставила его. В течение нескольких лет он не испытывает никакого пристрастия к вину и не употребляет его.

 

Накануне празднования годовщины преставления о. Валентина я работала в ночную смену. Поздно вечером начались боли внизу живота справа и продолжались всю ночь с перерывами. Ходьба, наклоны — всё причиняло сильную боль. Грустные мысли о неизбежной операции, страхи совсем измотали меня. Утром сразу нужно было ехать к врачу, но я так хотела быть в храме в этот день. Пришла мысль обратиться с молитвой к о. Валентину, что я и исполнила, и пошла на службу; подходя к храму, еще испытывала боль, но она стала слабее. Во время службы всё прошло. Благодарность к батюшке переполняла мое сердце. Я пошла на могилку о. Валентина, помолилась на панихиде, искупалась в источнике: болезнь моя бесследно исчезла”.

 

Я очень боялся холодной воды, просто панически боялся её, особенно обжигающей воды Камновского источника. Приехав однажды к старцу за советом, с прискорбием ощутил, что очень болен. Температура была за 38* и всего меня ломало. Обстоятельства же не позволяли мне такой роскоши, как болезнь. Обратился к батюшке за помощью, а он отправил меня... купаться в чудотворный источник. Как я это выполнил, не могу понять до сих пор. Но когда обсох в сторожке, о. Валентин отправил меня обратно... купаться. После второго купания, по его благословению, я был совершенно здоров

 

В храме п. Камно на поминальной Литургии, совершаемой теперь ежегодно 19 июля, стоит Н. из Санкт-Петербурга. С ней муж и очаровательная дочурка в возрасте около двух лет. Н. — моложавая, стройная женщина, приветливая, доброжелательная. Она очень благодарна Батюшке за его последнее к ней наставление: «Твой ребенок должен родиться и жить — такова воля Божия». Ей было уже за сорок, когда наступила эта беременность. Здоровье неважное, возраст немолодой, сын в армии. Врачи не советовали заводить ребенка, а Батюшка посоветовал. Какое счастье, что послушалась она Батюшку! Появился в доме солнечный лучик, этот звонкий колокольчик, который не дает ни грустить, ни болеть, ни унывать. Не беда, что иные называют бабушкой — седые волосы выдают, главное — что дитя преобразило, обновило жизнь этой женщины. Таково — благословение Батюшки, таково — благоволение Божие.

 

 

Краткое наставление из поучений о спасении души

 

Легкое иго

 

Как спастись, как угодить Богу? Царство Божие нудится — встань рано с постели. Недоволен: в толпе трудно молиться, плохо поют, или другие мысли — помни, что Царство Божие нудится. Кто-то сказал или сделал не то — терпи. В домашних что-то неприятно — возлюби их. Примирись с товарищем, обуздай сердце гордое. Если никто не замечает трудов твоих, еще и выговор получаешь — вспомни, что все доброе и честное идет с трудом. Если ты учитель и ученики твои плохо учатся — не поднимай сердца на гнев, с кротостью и любовью просвещай и помни: Царство Божие нудится. Толпа стремится к богатству, хочет валяться в грехе — понуди себя побороть искушение, покинь людское сборище. Трудящимся дается Царствие Божие. Борись. Воинствуй. Только когда умрешь, увидишь, как легко твое иго было.

 

Радость ангелов

 

Пост — время, чтобы раскаяться в грехах, очистить совесть в купели Иисуса Христа. Пост и молитва изгоняют бесов, делают человека небесным, радуют ангелов. Встречай пост весело и радостно, примирись со всеми. Постись со смирением, после еды ощущай голод, ибо кто ест неумеренно, изысканно, тот не постится. Берегись измерять пост воздержанием от пищи. Диавол тоже не ест, но грешит. Владея желудком, владей языком. Кто не в силах поститься, возмещай духовным деланием. Пост — пища для души. Постом мы доказываем, что больше любим Бога, чем плоть.

 

Не потерять награду

 

Любое благое дело — пустое, если оно с ропотом, завистью, пустословием, без послушания. Уход за больным — хорошее дело, но если он делается с брезгливостью, недовольством, то труд уничтожен. Паломничество по святым местам — хорошо, но если в дороге пустословие, ссоры — то чего уж тут хорошего. Даже пение в храме, если оно с похвалой, ревностью перед другими решно. Принимать молящихся на ночлег хорошо, но хвастать или роптать при этом — уничтожение святого дела. Плачет человек о грехах, но если впал в отчаяние или стал тщеславиться слезами — плохо. Дал кому-то что-то — милосердие, рассказал об этом — все уничтожил. Болезнь — готовое спасение, но ропот, уныние перечеркивают все. Жил в бедности, но роптал — потерял награду. Не уничтожайте сами свои добрые дела.

 

Возненавидеть грех

 

Не всякое дело угодно Богу, и покаяние тоже должно быть угодно Богу. Когда каешься, надо называть свой грех. Не уподобляйся той верующей, которая говорила: "Ой, батюшка, во всем грешна!" "А лошадей крала?" "Нет". "А говоришь, во всем грешна…" Приписывать себе лишние грехи нельзя, но и утаивать тоже. Нужно возненавидеть грех, в котором каешься. За иной грех нужно нести наказание… Также старайся принести плод, достойный покаяния: каясь в скупости, покажи щедрость, объелся — постись, читал мирские книги — читай духовные, плясал — бей поклоны… И помни о грехах своих! Ценность исповеди не только в прощении, но и в помощи Божией в отвращении от этого греха.

 

Золотое правило

 

В Евангелии Господь дает нам правило руководства в жизни с нашими ближними: если не знаешь, как поступить с кем-либо, встань на место этого человека и примерь свой поступок на себя. Т.е. поступать надо со всеми так, как хочешь, чтобы они поступали с тобой — искренне, почтительно, снисходительно, доброжелательно, разумно, чисто и свято. Уважай и люби всякого, сочувствуй всякому, жалей о согрешающем, смотри на таких, как на немощных, как на больных душевно. Не думай ни о ком худо, не имей ни с кем вражды, не плати злом за зло. Пользуйся случаем, чтобы сделать добро. Делай так и ты соблюдешь заповеди Божии. Правило это едино для всех.

 

О церковном чтении

 

 

Церковное чтение должно быть внятным, отчетливым, достаточно громким, без излишней торопливости. Чтение должно совершаться на освященном веками, родном нам церковнославянском языке - языке молитвы, искони принятом в практике всех славянских Церквей. Нельзя отрицать, что церковнославянский язык имеет свои трудности для малоцерковных людей, но трудность понимания для них здесь ничем не отличается от трудности понимания всего богослужебного строя Церкви. На встрече с профессорами и преподавателями Московских духовных школ Святейший Патриарх напомнил, что «студентам и воспитанникам необходимо привить любовь к церковнославянскому языку, объяснить им, что церковнославянский язык - язык богослужебный, язык красоты особой, чистой. А этот вопрос либо обходится молчанием, либо предпринимаются попытки дать ему превратное, нежелательное толкование».

Если люди и повелят тебе от неразумения своего поспешить (в служении и чтении за богослужением), то ты будь разумен: лучше тебе от людей озлобление принять, а Богу не досадить своим поспешением. В небрежении какая тебе польза будет, если людям угодное нечто сотворишь, а Богу досадишь? Но если кто-нибудь тебя, от неведения своего, и будет понуждать на такое небрежение, то ты им растолкуй и скажи им •так: «Вы таковым поспешением, вместо благословения, клятву себе, через Духа Святого изъявленную, приимите и в той клятве хотите и меня видеть».

Вход в Божественный алтарь не дозволяй всем хотящим, но только, как сказано, одним священнодействующим и освященным благоговейнейшим из твоих братии; живущим же безчинно запрети вход в Божественный алтарь; ибо знай верно, что многие за презрение к святыне были отсекаемы от настоящей жизни. И если ты, по своему пренебрежению, попустишь сему быть, то от твоих рук всячески взящется кровь отсекаемых за сие от настоящей жизни (прпимеон Новый Богослов).

 

"По нужде"

 

Верующие знают о законе «по нужде». Нужда и закон изменяет.

Возьмите, например: помер младенец некрещеный, но ведь можно было покрестить! По нужде это можно и в больнице было правильно сделать любому человеку.

Или, например, причастить перед смертью не могли из-за рвоты. Но по нужде можно причастить и малой частицей и исповедать.

По нужде в священство посвящаем пономаря, диакона или другого человека, освоившего службу. Чтобы работала церковь, не помирали люди неотпетыми, чтобы люди были крещены, супруги – венчаны, на все это нужен священник.

К причастию все каноны читаем вечером, а утром канон ко причастию, но по нужде можно и изменить. Иногда уходить из храма раньше приходится по нужде. Но, уходя, осуждай себя, проси прощения.

Проспал утром – читай правило по дороге. В поезде верующий заменяет утреннее и вечернее правило Иисусовой молитвой или другими – по нужде. Часто по нужде прерываются молитвы (открыть дверь, кто-то пришел и др.) но тогда остановись, а потом продолжи с того же места.

В опасности, скорби, болезни можно причаститься и по первому дню говения – по нужде. В больших храмах при большом количестве причастников по нужде не целуют край Чаши. Обряд крещения и похорон по нужде тоже можно изменить.

По нужде можно заменить один обет другим. Например, дал обет поститься, но заболел и врач не советует, для здоровья опасно, потому можно заменить.

Земные поклоны при болезни можно заменить поясными. Евангелие, каноны читаются стоя, но по болезни можно и сидя. Можно и в храме посидеть при болезни и по слабости.

Опаздывать в церковь нельзя, но по нужде иногда приходится (автобус опоздал, случилось что-нибудь). Если в церковь не ездил по нужде (в праздник), молись два часа дома.

Обман допускается по нужде, если он может предотвратить спор, ругань, драку.

Работать в праздник по нужде тоже приходится: покормить скотину, за больным убрать и т.п. И на работе можно, но высчитай заработанное и отдай на нужды храма или бедному.

Фотографии ради славы и самолюбия греховны, но по нужде – на документы – можно сфотографироваться.

Резать животных в воскресенье нельзя, но по нужде иногда приходится. Брюки женщинам по нужде можно надеть, например, работает на высоте, но сверху их прикрыть нужно.

Вот таков закон нужды – нужда и закон изменяет.

 

 

Псковская область

Псковский район

Погост Камно

 

 

 

 

Используются технологии uCoz
Более подробно:

Более подробно:

Иеромонах Пантелеимон "Невидимая Битва"

Из книги «Жизнь, поучения и чудеса Псковского старца, протоиерея Валентина

Используются технологии uCoz